Рабство и работорговля: факты и загадки прошлого.


















Книга «История рабства и работорговли, древняя и современная» (1857) Уильяма О. Блейка — один из наиболее полных трудов по истории рабства и работорговли. Написанная в период, когда вопрос рабства остро стоял в Соединенных Штатах, эта работа исследует рабство в самых разных формах и культурах, от Древнего Рима и Греции до стран Африки и колониальной Америки. Блейк подробно описывает, как рабство различалось в культурах. Например, в Древнем Риме рабы могли стать частью семьи, если завоюют доверие хозяев. В Африке рабство часто носило форму захвата людей из соседних племен, что отражает культурные и экономические различия в подходах к рабству. Автор объясняет, как экономические факторы, такие как спрос на рабочую силу в колониях, стимулировали развитие трансатлантической работорговли. Блейк также рассматривает зависимость южных штатов США от рабского труда, что создавало огромные социальные противоречия, повлиявшие на политическую и экономическую структуру Америки. Блейк включает факты и документы, показывающие, как работорговля повлияла на культурное развитие Африки, Европы и Америки. Одним из ярких моментов является описание Среднего прохода — пути, которым перевозили рабов через Атлантику, и тех ужасных условий, в которых люди проводили месяцы в пути. Книга также затрагивает, как рабство и политические решения по его поддержанию или ограничению (например, компромисс Миссури) изменяли социальный ландшафт США и предвосхищали Гражданскую войну. Это историческое освещение подчеркивает сложности социального и правового характера рабства.



Таблица: Численность рабского населения в 1810 году в США.


Штат или Территория

Численность рабов

District of Columbia

5,395

Georgia

105,218

Rhode Island

105

Maryland

111,502

Connecticut

310

North Carolina

168,824

Pennsylvania

795

South Carolina

196,365

Delaware

4,177

Virginia

392,518

New Jersey

10,851

Mississippi Territory

17,088

New York

15,017

Indiana Territory

237

Louisiana

34,660

Louisiana Territory

3,011

Tennessee

44,535

Illinois Territory

168

Kentucky

80,561

Michigan Territory

24

 

Эти данные переписи 1810 года иллюстрируют значительные различия в численности рабов по штатам и территориям, обусловленные экономической структурой, географией и правовым статусом каждого региона.Общее количество рабов во всех штатах и территориях согласно данным переписи 1810 года составило 1,191,361 человек, что составляло примерно 16.46% от общего населения США.

Наибольшая концентрация рабов наблюдается в южных штатах, таких как Вирджиния (392,518), Южная Каролина (196,365), Северная Каролина (168,824), и Джорджия (105,218). Экономика этих штатов была преимущественно аграрной и зависела от крупного сельскохозяйственного производства, включая табак, хлопок и сахарный тростник. Эти культуры требовали большого количества дешёвой рабочей силы для высокой производительности, что сделало рабство неотъемлемой частью их экономической структуры. Например, рабовладельческие плантации, особенно хлопковые, которые активно использовали рабский труд, стали ключевыми элементами экономики южных штатов, поскольку они позволяли получать высокие доходы от экспорта.


В северных штатах, таких как Род-Айленд (105), Коннектикут (310), Пенсильвания (795) и Нью-Йорк (15,017), численность рабов была значительно ниже. Экономика этих штатов была более разнообразной, включая ремесленное производство, торговлю и судостроение. Система труда в северных штатах не зависела от крупного земледелия, и, следовательно, рабство не было жизненно необходимым для их экономического развития. Более того, к началу 19 века северные штаты начали принимать законы об отмене рабства, и к 1810 году многие из них уже находились на пути к полной эмансипации рабов.

На территориях, таких как Мичиганская (24), Иллинойская (168) и Индианская (237), численность рабов была крайне низкой. Это связано с тем, что территориальные правительства, как правило, запрещали или ограничивали рабство, что не позволяло ему развиваться на тех же основаниях, что в южных штатах. Например, Северо-западный Ординанс 1787 года запрещал рабство на северо-западе страны, что включало будущие штаты Иллинойс, Индиану и Мичиган. Тем не менее, присутствие небольшого числа рабов на этих территориях может свидетельствовать о временных исключениях или о переходных положениях, пока законодательство окончательно не вступило в силу.

На юго-западных территориях, таких как Луизиана (34,660) и Миссисипи (17,088), рабство также было развито, так как эти регионы обладали плодородными землями, которые использовались для выращивания сахарного тростника и хлопка. Экономическая выгода от этих культур требовала значительного труда, и в условиях слабого развития инфраструктуры рабовладельческая система стала основным источником рабочей силы.

Пограничные штаты как переходные зоны, как Мэриленд (111,502), Делавэр (4,177), Нью-Джерси (10,851) и Кентукки (80,561), занимали промежуточное положение между севером и югом. В них рабство сохранялось, но его значение для экономики варьировалось. Например, в Мэриленде и Делавэре значительная часть рабского населения была занята на табачных плантациях, однако началась тенденция к постепенному освобождению рабов. Нью-Джерси также начал процесс освобождения рабов, хотя этот процесс был медленным и проходил с оговорками.

 




Поэма The Negro’s Complaint, написанная известным английским поэтом и аболиционистом Уильямом Купером в 1788 году, является одним из ярких литературных произведений против рабства. В ней Купер изображает страдания порабощённых людей и критикует рабовладельческую систему, выражая боль и протест людей, лишённых свободы и достоинства. Этот стих стал важным литературным выражением против рабства, отражая дух сопротивления и надежды:

Текст поэмы The Negro’s Complaint (Уильям Купер)

Forc’d from home and all its pleasures,

Afric’s coast I left forlorn;

To increase a stranger’s treasures,

O’er the raging billows borne.

Men from England bought and sold me,

Paid my price in paltry gold;

But though theirs they have enroll’d me,

Minds are never to be sold.

 

Still in thought as free as ever,

What are England’s rights, I ask,

Me from my delights to sever,

Me to torture, me to task?

Fleecy locks and black complexion

Cannot forfeit nature’s claim;

Skins may differ, but affection

Dwells in white and black the same.

 

Why did all-creating Nature

Make the plant for which we toil?

Sighs must fan it, tears must water,

Sweat of ours must dress the soil.

Think, ye masters iron-hearted,

Lolling at your jovial boards,

Think how many backs have smarted

For the sweets your cane affords.

 

Is there, as ye sometimes tell us,

Is there one who reigns on high?

Has he bid you buy and sell us,

Speaking from his throne, the sky?

Ask him, if your knotted scourges,

Matches, blood-extorting screws,

Are the means that duty urges

Agents of his will to use?

 

Hark! He answers! — Wild tornadoes,

Strewing yonder sea with wrecks,

Wasting towns, plantations, meadows,

Are the voice with which he speaks.

He, foreseeing what vexations

Afric’s sons should undergo,

Fix’d their tyrants’ habitations

Where his whirlwinds answer — No.

 

By our blood in Afric wasted

Ere our necks receiv’d the chain;

By the mis’ries that we tasted,

Crossing in your barks the main;

By our suff’rings, since ye brought us

To the man-degrading mart;

All sustain’d by patience, taught us

Only by a broken heart;

 

Deem our nation brutes no longer,

Till some reason ye shall find

Worthier of regard and stronger

Than the colour of our kind.

Slaves of gold, whose sordid dealings

Tarnish all your boasted pow’rs,

Prove that you have human feelings

Ere you proudly question ours!

 

Перевод на русский:

Дом оставив свой и радость,

Африканский край родной,

В печали я, как странник,

Плыл в мир чуждой, золотой.

Люди Англии продали,

Золотишком оценив,

Но, как книгу, не продали

Волю мыслей, свет души.

 

Мысли вольные не сгинут,

Спрошу у вас: какое право

Вас наделило жаждой пыток,

Дел рабских и заточенья зла?

Пусть чёрна моя кожа,

Пусть кудри завиты не так,

Но любовь в нас всех похожа,

Сердце одинаково стучит в такт.

 

Для чего Природа щедра

Создала всё то, что тянет

Нити боли, вздохов, криков,

Кровь питая, чтоб росло?

Подумайте, кто правит,

За столами ль вы сидя,

Скольких плечи пали ниц,

За то, что вам тростник даёт!

 

Есть ли Бог, о ком твердите,

На небесной вы дали?

Заповедал Он ли бить нас,

Говоря с престола свой?

Спросите у него вы сами,

Он ли вам сказал бичи

Взять и раны рвать ударами,

Ради власти, чести, зла?

 

Слышьте! Гром и буря воют,

Разметав на дне суда,

Мёд земель ваш смывая,

И разрушив ваш очаг.

Видел Он все униженья,

Что Африке суждено,

Вихрь поднял возмездья силы

С небес глас — нет вам!

 

Кровь, в Африке что пролили,

До оков враги нам дать,

Мученья, что мы познали,

Путь в каютах вам понять.

Годы пыток и страданья,

Мрак сломленного сердца,

Лишь терпеньем мы смогли

Пережить и боль, и стыд.

 

Не считайте нас скотом,

Найдите лучше довод,

Чем цвет кожи и народы,

Чтоб считать нас за зверьё.

Слуги злата, вы жестоки,

Злато вас же ослепит,

Покажите сердцу чувство,

Прежде чем винить других!

 

Эта поэма отражает дух сопротивления и надежды, выражая протест против несправедливости рабства и работорговли.

Книга оставалась популярной и переиздавалась в последующие годы, получив признание как значительное свидетельство острого конфликта эпохи и глубокой социальной раны, которую оставило рабство в истории человечества. Эта работа ценна для историков и читателей, интересующихся подробным анализом причин и последствий работорговли и рабства, и показывает, как исторические условия формировали общество и культуру стран по всему миру.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога